Уважаемые приглашенные!
Уважаемые педагоги!
Сегодня мы собрались на общегородском педагогическом совете, который проходит по девизом: «Образование города – без коррупции!» и посвящен теме «Коррупционные риски в системе образования и методы борьбы с ней». Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, демократии, правам человека и социальной справедливости. В связи с этим целесообразно применение дополнительных механизмов, ограничивающих возможности ее проявления. По состоянию на 01.09.2016 года в организациях образования работают 7481 человека, педагогов – 4607, это на 102 человека или на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего по городу 1486 класс-комплектов в школах (из них 687 в начальных классах) и 142 групп в детских садах, 93 групп в миницентрах. Соответственно, 1486 классных руководителей и 1483 воспитателей работают в системе образования города. Основной миссией педагогического сообщества в воспитательной работе в рамках общенациональной идеи «Мәңгілік ел» является воспитание патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения, будущего Независимого Казахстана. В последние годы большое внимание стали уделять воспитанию у подрастающего поколения антикоррупционной культуры. В отделе образования и в организациях образования разработан комплекс мероприятий по данному направлению. Казалось бы педагогические коллективы должны искоренить факты коорупционных проявлений в системе образования и в целом в обществе, показывая личный пример своим воспитанникам и обучающимся. Вместе с тем, отделом образования города проведен мониторинг коррупционных рисков в деятельности организации образования с учетом мнений общества, самих учителей, воспитателей, родителей и учащихся, публикации в СМИ. Каковы проявления коррупции в образовании на сегодня?
В работе администрации организации образования:
• Прием на работу за определенные вознаграждения;
• Прием в организацию образования (школу, детские сады) за определенные вознаграждения, в том числе так называемые «входные» в детских садах;
• Незаконный сбор денежных средств родителей на нужды школы, в том числе на ремонты, мероприятия, оформления и другие;
• Присвоение квалификационных категорий за определенные вознаграждения;
• Распределение педагогической нагрузки отдельным категориям учителей за определенные вознаграждения;
• Предпочтение отдельным категориям учителей, воспитателей и другим работникам организации образования при награждении без учета результативности работы за определенные вознаграждения;
В работе классных руководителей, воспитателей:
• Незаконный сбор денежных средств родителей на нужды класса, группы, в том числе на ремонты, мероприятия, оформления и другие;
• Прием дорогих подарков от родителей на День рождения, на выпускных вечерах, на праздниках;
В работе учителей:
• Проведение платных репетиторских занятий вместо бесплатных консультации для своих же учеников;
• Выставление завышенных оценок за определенные вознаграждения по просьбе родителей или самих учащихся;
• Лоббирование интересов отдельных учащихся при распределении призовых мест по ходатайству родителей, руководителей или иных заинтересованных лиц при проведении конкурсов, олимпиад за определенные вознаграждения;
К сожалению, эти факты встречаются в повседневной нашей работе. ГОСуслуги Не всегда срабатывают те механизмы, которые предпринимаются государственными органами и общественностью в борьбе с данными предпосылками коррупции в системе образования. Актуальность борьбы с коррупцией заключается в том, что она должна носить комплексный характер. Необходимы консолидированные усилия не только государства, гражданского общества, но и самого педагогического коллектива и родительской общественности. Результат будет, когда борьба с коррупцией, во-первых, станет постоянной и неослабевающей функцией коллективов, во-вторых-предметом неусыпного и бдительного контроля со стороны всех субъектов образования. Факты коррупционных правонарушений, а также причины, повлекшие данное правонарушение, должны доводиться до сведения всех субъектов образовательного процесса с целью ознакомления и недопущения в деятельности работников образования. Коррупционные проявления, имеющие место в сфере образования, оказывают растлевающее и разрушительное влияние на процесс формирования казахстанской молодежи, ее нравственные устои и веру в созидательные процессы в Казахстане. А это намного опаснее. Не поставив на системную основу борьбу с коррупцией, не искоренив питательную среду ее дальнейшего существования, можно быть уверенным, рядом с нами будет формироваться при нашем бездействии, новое поколение казахстанцев, далеких от мыслей о патриотизме, а значит, и без веры в будущее Казахстана. Это уже трагедия общества, страны. Здесь важна гражданская позиция самих руководителей и работников образования. К сожалению, негативные мнения общества об отдельных учителях и воспитателях, руководителях школ и дошкольных учреждений города способствуют в целом снижению авторитета и имиджа системы образования в целом.
Перед нами стоит следующие задачи:
-выявление причин и условий, способствующих проявлению коррупции в деятельности школы и дошкольных учреждений;
-разработка и внедрение механизмов противодействующих коррупции в деятельности школы и дошкольных учреждений;
-разработка мер, направленных на обеспечение прозрачности действий ответственных лиц в условиях коррупционной ситуации;
-совершенствование методов обучения и воспитания детей нравственным нормам, составляющим основу личности, устойчивой против коррупции;
-содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
Чтобы выполнить данные задачи следует разработать в каждой организации образования действенную Программу противодействия коррупции, а не просто набор мероприятий. По инициативе Агентства по государственной службе и противодействию коррупции РК в каждой школе создан клуб «Адал ұрпақ». Составлены план работы данных клубов. Но чтобы данная работа была более эффективной учитель, классный руководитель личным примером должен воспитывать трудолюбие, порядочность и честность, стремление к знаниям, непримиримость к проявлениям коррупции. Для подрастающего поколения только честный и добросовестный труд должен стать главным мерилом успешности высоких достижений знаний и материального благополучия. Серьезной общественной проблемой остается равнодушие к проявлениям коррупции. Коррупция-это кризис ценностей, выражающийся в общественном сознании через превалирование материальных благ над духовным. В сознании части граждан коррупция стала обыденном делом, а для некоторых решением насущных вопросов в обход закона. Между тем, без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, её публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Поэтому с раннего детства надо прививать любовь к Родине, уважение к окружающим и традициям, стремление к знаниям и труду, порядочность и честность. Необходимо воспитывать поколение казахстанцев, для которых вышеназванные ценности будут подлинными ориентирами в жизни. Именно процесс воспитания и образования является основой формирования антикоррупционной культуры человека. Главная роль отводится семье и сфере образования. Каждый родитель, каждый учитель должны быть достойным примером для детей и выборе истинных ценностей. Для подрастающего поколения только честный и добросовестный труд должен стать главным мерилом успешности, высоких достижений, знаний и материального благополучая.
СПАСИБО!!!

Решение городского педагогического Совета
от 29.11.2016 г.

В целях создания в сфере образования города Усть-Каменогорска атмосферы «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции и привития антикоррупционного иммунитета городской педагогический Совет
РЕШАЕТ:
I. В связи с выявленными «коррупционными рисками» в сфере об-разования, администрации, педагогическим работникам организаций об-разования соблюдать требования антикоррупционного законодательства, строго запретить за определенные вознаграждения проведение:
1. приема на работу;
2. приема в организацию образования (школу, детские сады), в том числе так называемые «входные» в детских садах;
3. незаконного сбора денежных средств родителей на нужды школы, в том числе на ремонты, мероприятия, оформления и другие;
4. присвоения квалификационных категорий;
5. распределения педагогической нагрузки;
6. предпочтения отдельным категориям учителей, воспитателей и другим работникам организации образования при награждении без учета результативности работы.

В работе классных руководителей, воспитателей:
1. Незаконного сбора денежных средств родителей на нужды класса, группы, в том числе на ремонты, мероприятия, оформления и другие.
2. Приема дорогих подарков от родителей на День рождения, на выпускных вечерах, на праздниках.

В работе учителей:
1. Проведения платных репетиторских занятий вместо бесплатных консультации для своих же учеников.
2. Выставления завышенных оценок за определенные вознагражде-ния по просьбе родителей или самих учащихся.
3. Лоббирования интересов отдельных учащихся при распределении призовых мест по ходатайству родителей, руководителей или иных заинтересованных лиц при проведении конкурсов, олимпиад за опреде-ленные вознаграждения.
II.
1. Формировать в педагогической сфере культ честного труда и знаний, правовую и антикоррупционную культуру.
2. Во всех подведомственных организациях образования провести антикоррупционный мониторинг, внутренний анализ коррупционных рисков анализ с последующим обсуждением для выработки решений для их устранения.
3. Расположить в доступных для прочтения местах нормативно-правовые акты по вопросам оказания платных услуг и спонсорской по-мощи, а также перечень предоставляемых платных услуг с указанием размера оплаты за каждый вид услуг.
4. При заключении договоров с родителями, или законными пред-ставителями проводить разъяснительную работу с указанием перечня конкретных услуг и их стоимости, работу по недопущению незаконных сборов и фактов оказания платных услуг в государственных учреждениях образования, не предусмотренных ст. 63 Закона Республики Казахстан «Об образовании».
5. Обеспечить строгое соблюдение нормативно-правовых актов, ре-гулирующих вопросы по учету и отчетности, планированию и использо-ванию средств, полученных от реализации платных услуг и спонсорской помощи.
6. При приеме в детские дошкольные учреждения руководителям не допускать практики взимания с родителей «входных». В случае уста-новления факта необоснованного сбора денежных средств, «входных» с родителей будет принципиально ставиться вопрос о соответствии зани-маемой должности.
7. Активизировать работу Попечительских Советов по привлечению спонсоров в решении отдельных вопросов развития организации образования, создать Попечительские Советы в тех организациях, где они отсутствуют в том числе и в детских садах.
8. Руководителям организаций образования повысить персональную ответственность за соблюдением и разъяснением норм антикорруп-ционного законодательства.